ГРУППА ДДТ

Эта история началась жарким олимпийским летом 80-го в Уфе, столице Башкирии, небольшой республики на полпути между Поволжьем и Уралом, когда Юрий Шевчук двадцатитрехлетний дипломированный художник, гитарист-самоучка и начинающий поэт, заглянул в один из местных домов культуры, в котором четверо молодых людей — Рустем Асанбаев, Геннадий Родин, Владимир Сигачев и Рустем Каримов — пили пиво и в свое удовольствие играли песни любимых западных групп. Шевчук заглянул на минутку, а остался, как оказалось, навсегда. Так на свет и появилась группа ДДТ, ядовитое имя которой долгие годы отравляло жизнь тем, кто семьдесят лет решал, какие песни петь и какие книги читать народам тогдашнего СССР.

ДДТ  В последующие годы ДДТ не раз меняли свой состав, место жительства и профессиональный статус неизменными оставались лишь две вещи: личность автора всех песен группы Юрия Шевчука и его творческое кредо. На протяжение этих лет Шевчук зарекомендовал себя как не только классный музыкант, автор множества ставших хитами песен, но и как человек, всегда готовый открыто заявить о своей гражданской позиции. Еще на заре своей истории ДДТ начали задавать острые и порой весьма болезненные для истории нашей страны вопросы, будь то агрессия в Афганистане, диктат продажной бюрократии, засилье фальши и лицемерия в официозном искусстве, бедственное положение культуры на задворках «Великой Империи»… Едва ли не самой важной для Шевчука всегда оставалась тема личной ответственности человека за судьбы мира, тема нравственного выбора между конформизмом и совестью. Две первых записи, сделанные кустарным способом в домашних условиях, легли в основу магнитофонного альбома «Свинья на радуге»(1982), который разошелся по стране и сделал имя группы известным далеко за пределами Башкирии. Весной 1982 ДДТ приняли участие в конкурсе «Золотой Камертон», который проводила московская газета «Комсомольская Правда» и стали его лауреатами, однако, это никак не сказалось на дальнейшей судьбе группы. Желание продолжать работу и донести свою музыку до слушателей заставили лидеров ДДТ Шевчука и Сигачева искать приюта в Череповце, где работала знакомая им по конкурсу группа РОК-СЕНТЯБРЬ. С участниками РОК-СЕНТЯБРЯ в качестве сессионных музыкантов, был записан второй альбом ДДТ «Компромисс» (1983). В мае 1983 группа с успехом выступила на стадионе «Лужники» в Москве, в программе официально санкционированного трехдневного фестивале «Рок за мир», однако, ее выступление было вырезано из посвященной событию телепрограммы.

  На следующий год в Уфе был записан альбом «Периферия», после чего участники ДДТ — и прежде всего сам Шевчук -подверглись жестким преследованиям со стороны местной администрации и КГБ (а доброхоты из местной газеты заклеймили их как «агентов Ватикана!») и были вынуждены покинуть дом. Некоторое время Шевчук провел в Свердловске, где играл с участниками группы УРФИН ДЖЮС, а в 1985 перебрался в Москву. В марте того же года он впервые дал концерт в Ленинграде. Лишенный возможности работать нормально, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах — соло или дуэтом со скрипачем, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Их акустический альбом «Москва. Жара» (1985) в то время имел довольно широкую известность. Те же двое, плюс Сигачев, знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, а также уфимцы — гитарист Нияз Абдюшев и барабанщик Сергей Рудой — записали в ноябре 1985 альбом «Время». В канун Нового 1987 года в Ленинграде сложился костяк нового состава ДДТ: Андрей Васильев (гитара, вокал), Вадим Курылев (бас, флейта, вокал) и Игорь Доценко (барабаны), который дебютировал 23 января в Рок-клубе, на концертном мемориале легендарной питерской группы РОССИЯНЕ (участником которой был, между прочим, нынешний директор ДДТ Евгений Мочулов). Весной 1987 ДДТ представили свою программу аудитории V Ленинградского Рок — Фестиваля и стали его главным открытием. Позднее в том же году ДДТ с триумфом выступили на Всесоюзных Рок-фестивалях в подмосковных Черноголовке и Подольске в составе, который усилил клавишник ЗООПАРКА Андрей Муратов. В сентябре 1988 года в рядах группы появился знаменитый джазовый саксофонист Михаил Чернов, игравший везде — от биг-бэндов до ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ Сергея Курехина, и звезд местной рок-сцены. Летом 1988 группа повторила успех на VI Ленинградском фестивале, проехалась с концертами от Балтики до Тихого океана, а ленинградское отделение фирмы «Мелодия» выпустило пластинку лучших песен ДДТ «Я получил эту роль».

  Если конец 80-х ДДТ провели в непрерывных гастрольных поездках и несколько раз выезжали за границу (США,ДДТФранция, Япония, Венгрия, Польша, а позднее Израиль и Великобритания), то начало 90-х они встретили в студии. С выходом альбома «Оттепель» (1991) в жизни группы начался новый этап. ДДТ резко сократили число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные общей концепцией и режиссурой программы («Черный пес Петербург» в 1992, «Это все…» в 1994, «От и до» летом 1995), подтверждая свой статус регулярно выходящими альбомами («Пластун», «Актриса Весна», «Это все»). Одними из первых ДДТ решили взять в свои руки контроль за изданием своей музыкальной продукции, открыв собственную студию и лэйбл DDT Records. 27 мая 1993 года, в день рождения Санкт-Петербурга, ДДТ дали открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120.000 человек. Тем же летом группа приняла участие в рок-фестивале «Белые Ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» (местный аналог Grammy) — как Лучшая Рок-Группа Года, а сам Шевчук удостоился титула Лучший Рок-певец Года. В январе 1995 года Шевчук отправился с миротворческой миссией в район военных действий в Чечне, где дал около пятидесяти концертов для российских воинов. 25 июня 1995 года ДДТ дали грандиозный (и, вероятно, крупнейший в истории отечественного рока) соло-концерт на стадионе «Петровский», который посетило несколько десятков тысяч человек.

Сегодня ДДТ являются единственной в России группой, способной привлечь внимание столь значительных аудиторий. Хотя на первых порах музыка ДДТ тяготела к традициям 70-х (рок-н-ролл, блюз, хард-рок), со временем мелодический язык Шевчука стал более разнообразным: альбомы середины 80-х включали элементы новой волны, позднее усилились интонации народной музыки, традиционного русского мелоса, а альбомы начала 90-х демонстрируют массу отличных баллад и поп-хитов, сделавших ДДТ одними из наиболее успешных и популярных исполнителей в российского рока. ДДТ снялись в документальных фильмах «Я получил эту роль» (реж.А.Мельниченко, 1983), «Рок» (реж.А.Учитель, 1987), «Игра с неизвестным» (реж.П.Солдатенков, 1988) и «Лимита» (реж.Е.Головня, 1989),а сам Шевчук сыграл главную роль в художественном фильме С.Сельянова «Духов день» (1991).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *